Информация
Наши номера
Алушта
Сауна
Дополнительно
Алушта
Аквапарк
Экскурсии
Алуштинский район
Музеи Крыма
Справочная
Курорты Крыма
Обмен ссылками
РАССТОЯНИЯ МЕЖДУ ГОРОДАМИ
Обмен ссылками
Опросы
Ливадийский дворец Ливадийский дворец – летняя резиденция последнего российского императора Николая II. Здесь же в 1945–м, проходила знаменитая Ялтинская конференция глав правительств СССР, США и Великобритании, на которой решалась судьба послевоенной Европы. История Ливадийского дворца начинается с 1834 года, когда Ливадию приобретает польский магнат Лев Потоцкий, который по проекту ялтинского архитектора К. И. Эшлимана (1808-1893) строит себе дворец, а вокруг на 40 десятинах (десятина - старая русская мера земельной площади, равная 1,09 га) садовник Делингер разбивает парк.
В 1860 году поместье становится собственностью императрицы, жены Александра II.Новые владельцы приводят в порядок виноградники, заложенные еще при Потоцком, и начинают перестройку дворца. Так же начато строительство Малого дворца, который строится он по проекту И. Л. Монигетти для наследника, будущего императора Александра III. Малый дворец: и внешним видом и внутренним убранством напоминал бахчисарайский, послуживший образцом для многих построек Южного берега Крыма того периода (во время ВОВ он был разрушен, и на его месте была устроена спортивная площадка, которую Вы можете видеть сегодня). В 1891 году территория царского имения увеличилась за счет Ореанды, приобретенной у наследников великого князя Константина, и достигла 350 десятин. Все это и досталось в качестве летней резиденции последнему русскому царю Николаю II.
Ливадийские дворцы - Большой и Малый - к началу XX иска уже не могли удовлетворить запросов царской семьи. Малый был действительно невелик, а Большой пришел в ветхость. В 1904 году, после обследования дворца, решили снести его до основания и построить новый.
Проектирование и постройку дворца поручили ялтинскому архитектору Николаю Петровичу Краснову.В течение 1909 года Краснов работал над проектом, а 23 апреля 1910 года состоялась закладка здания. Строился дворец быстро и с широким размахом, средств не жалели. Проведены были колоссальные работы. Две с половиной тысячи рабочих трудились 17 месяцев не только днем, но и ночью, при свете факелов. После того как старое здание было снесено, приступили к дренажу территории - устройству водосборных галерей. Затем в грунт забили большое количество бетонных свай, на которые легли железобетонная подушка и фундамент. Стены возводили из белого инкерманского камня. Наружная поверхность стен дворца после окончания строительства была флюатирована, т. е. покрыта специальным химическим составом (кеслерским флюатом), предохранявшим камень от выветривания и загрязнения. Детали внутренней отделки изготовлялись в Москве и других городах по чертежам Краснова.
Талантливому архитектору удалось удачно вписать здание в окружающий ландшафт, расположить так, чтобы все его стороны были максимально открыты солнцу. Дворец по праву считается вершиной творения Н. П. Краснова, давшей ему вместе с разработкой проектов других дворцов и сооружений побережья, звание академика Санкт-Петербургской академии художеств.
В дворце есть 58 художественно отделанных комнат. Главный вход оформлен попарно стоящими колоннами из голубовато-белого мрамора и украшен тонкой художественной резьбой по камню, выполненной русскими и итальянскими мастерами. По обеим сторонам входа установлены большие вазы из уральской яшмы. Сам дворец построен из инкерманского камня и покрыт раствором, защищающим его от потемнения.
В торжественно-нарядном Белом зале – огромные окна, лепные украшения и детали из каррарского мрамора. Примыкающие к залу комнаты первого этажа искусно отделаны деревом.
Ажурные ворота из кованного железа работы итальянских мастеров ведут в Итальянский дворик, окруженный со всех сторон галереей с доисторическими колоннами. Итальянский дворик пересекают прямые дорожки, сходящиеся в центре у небольшого фонтана в виде чаши с замысловатой художественной резьбой. Изящно отделан в восточном стиле и Арабский дворик.
К одной из лестниц, ведущих во внутренние помещения и находящейся на углу здания с восточной стороны, примыкает перлога – беседка из вьющихся роз. У лестницы над небольшим каменным колодцем установлена скульптура химеры – мифического существа с львиной пастью, змеиным хвостом и козьим туловищем. По средневековым поверьям, такие чудовища отгоняли злых духов, поэтому их устанавливали на готических соборах Западной Европы.
Ливадийский парк-памятник занимает площадь 45,7 гектара на склоне горы Могаби. Здесь на месте южнобережного крымского леса создан ландшафтный парк. В нем представлено около 400 видов, разновидностей и форм деревьев и кустарников. Здесь растут секвойядендрон гигантский, кедр атласский голубой, кедр ливанский, кедр гималайский, лавровишни лекарственная и португальская, земляничник крупноплодный, сосна Сабинова, сосна крымская, сосна пицундская, глициния и другие. В парке несколько искусно выполненных фонтанов.
Сразу же за Ливадийским дворцом начинается знаменитая своими видами и оздоровительным эффектом 6,5-километровая Солнечная (бывшая Царская) тропа. Она проходит по Ореанде, мимо горных вершин Крестовой, Ай-Никола, скал Хачла-Каяксы, Пирожок, множества санаториев, Ласточкиного гнезда…
Одновременно с Белым дворцом возводились два других - для министра двора барона Фредерикса и свитский корпус, а также некоторые другие сооружения. И если строительство Белого дворца обошлось в 2 миллиона рублей, то все остальное, включая внутреннее убранство, новые дороги, частичную реконструкцию парка, стоило еще 2 миллиона рублей. Краснову удалось удачно вписать дворец в окружающий ландшафт, расположить здание так, чтобы все его стороны были максимально открыты солнцу. Дворец по праву считается вершиной творения Н.П. Краснова, давшей ему вместе с разработкой проектов других дворцов и сооружений побережья звание академика Санкт-Петербургской академии художеств.
После революции Ливадия становится санаторием. В апреле 1925 года в Белом Ливадийском дворце шли последние приготовления к приему необычных гостей - 150 крестьян-курортников. Еще 230 человек предстояло разместить в свитском корпусе и других зданиях. В последний момент приготовлений на арке ворот, там, где раньше было написано: "Ливадия - имение его императорского величества", появилась новая вывеска: "Крестьянский курорт - Ливадия". Это был первый в советской стране и в мире крестьянский санаторий. 1 мая в Ливадию уже прибыли 220 крестьян и крестьянок, официальное же открытие крестьянского курорта состоялось 28 июня 1925 года.
В феврале 1945 года здесь состоялась Ялтинская (Крымская) конференция глав правительств СССР, США и Великобритании. Со времени освобождения Южного берега Крыма прошло немногим более 9 месяцев. В Ливадии были полностью разрушены корпуса здравниц, построенные в советское время. В развалинах лежал Малый дворец; так называемый свитский корпус, подожженный фашистами перед самым отступлением, стоял мрачной закопченной громадой. Уцелел только Белый ливадийский дворец. Работа конференции проходила в самом большом помещении дворца - Белом зале (бывшей парадной столовой) за круглым столом переговоров. Здесь же располагалась американская делегация. Глава американской делегации президента США Ф.Д. Рузвельт занимал бывшую приемную и парадный кабинет.
После длительного, более чем десятилетнего, перерыва в Ливадии вновь открывается профсоюзный санаторий. Этому событию предшествовала напряженная работа по восстановлению хозяйственных построек, электростанции, лечебного пляжа, оборудованию диагностических и процедурных кабинетов. Наконец все сделано. 16 сентября 1953 года состоялось открытие первой очереди санатория, рассчитанной на 400 человек.
С годами возрастает пропускная способность санатория, делая его одной из крупнейших специализированных здравиц Крыма. В июле 1974 года в Белый дворец впервые вошли экскурсанты. Сейчас во дворце два отдела - мемориальный и отдел, в котором экспонируются произведения изобразительного искусства.
Архитектурный ансамбль дворца
А теперь попробуем разобраться в архитектурно-стилевых особенностях дворца. Сохранившиеся чертежи Краснова (находятся ныне в фондах Ялтинского краеведческого музея) позволяют в какой-то степени проследить за ходом его творческой мысли.
Вначале архитектор думал сделать дворец квадратным в плане с главным входом с восточной стороны. Однако план этот претерпел изменения: когда смотришь на дворец, восточный фасад представляется как бы растянутым и асимметричным. Слева па углу оказалась наружная лестница с галереями, а справа - башня. Центральный вход перенесен на северный фасад и оформлен в виде выступающего портика с тремя полуциркульными арками, опирающимися на спаренные изящных пропорций колонны коринфского ордера (обратите внимание на великолепную резьбу по мрамору!). С северной стороны архитектором интересно задуман "каскад" объемов - от трехэтажной башни слева к одноэтажной столовой справа.
Что касается южного фасада, обращенного к морю, то левая его часть, по нашему мнению, выглядит несколько утяжеленной. С западной стороны к дворцу примыкает церковь в византийском стиле, перестроенная еще Монигетти из католической часовни Потоцких. Краснов вынужден был ее сохранить и включить в композицию дворцового ансамбля. И хотя она совсем не согласуется с общей архитектурой здания, надо отдать должное автору проекта, который сумел ее довольно ловко "упрятать".
Именно здесь, рядом с церковью, ожидает нас самая удивительная часть дворца - итальянский дворик. Со всех четырех сторон дворик окружен аркадой из полуциркульных арок, опирающихся на колонны дорического ордера. От капителей идут тяги крестового свода, и, таким образом, возникает тенистая лоджия. Стройные пропорции, четкий ритм арок и колонн, легкая балюстрада над арками, строгие прямоугольные окна второго этажа, дорожки, устремленные к фонтанчику в центре, и, наконец, вечнозеленые растения создают ощущение гармонии и покоя. Нисколько не спорят с архитектурой дворика мраморные диваны с высокими спинками и подлокотниками в виде грифонов.
Вход в итальянский дворик со стороны церкви закрыт металлическими коваными воротами работы уральских мастеров. Они не могут не вызывать восхищения исключительной тонкостью исполнения. Характер растительного орнамента ворот очень близок к мотивам итальянского Ренессанса.
Следует отметить, что использование в архитектуре дворца металлических деталей (ворот, ажурных решеток на окнах, флорентийских фонарей), резко выделяющихся на светлом фоне, оказалось удачным.
К какому же выводу приходишь после осмотра дворца? Безусловно, из итальянской архитектуры эпохи Возрождения заимствованы внутренний дворик и оформление центрального входа. Но если говорить о постройке в целом, перед нами яркий пример эклектизма, когда архитектор соединяет или перерабатывает но своему усмотрению художественные элементы различных стилей.
В оформлении интерьеров, и убранстве комнат (их во дворце 58) явственно ощутим вкус заказчика: все рассчитано на внешний эффект, все должно поражать богатством, роскошью, вычурностью отделки. Здесь и огромная столовая с роскошной лепкой, и вестибюль эпохи Рима I века, и приемная, напоминающая зал Совета пятисот во Дворце дожей в Венеции, и кабинет в стиле "жакоб", и английская бильярдная.
Постройка Белого дворца была закончена в сентябре 1911 года, чуть позже - свитских корпусов. В 1912-1914 годах вблизи дворца устанавливаются некоторые украшения - вазы, скамейки, колодец. Очевидно, тогда же появилась и химера (химера - мифическое чудовище с пастью льва, туловищем козы и змеиным хвостом. Существовало поверье, что химера отгоняет злых духов.) на углу восточного фасада, склонившаяся над декоративным колодцем. Она как будто слетела с портала собора Парижской богоматери!
Любопытна небольшая колонна из серого мрамора с надписями арабской вязью, находящаяся около звонницы (вблизи западного фасада).Долгое время ее считали почему-то подарком персидского шаха. В 1960 году арабист Института востоковедения АН АзССР Зарина-заде Гасан Гусейн Гули-оглы сделал перевод надписей. Оказалось, что это стихи, из которых лишь один (всего их 14) написан на арабском языке, остальные - на турецком.Цветистым восточным слогом со множеством поэтических метафор и сравнений в них воспевается "его величество шах, султан, победитель" и т. д. в том же духе. Дата - 1838 (или 1839) год - наводит на мысль, что речь идет о турецком султане Махмуде. II. В Ливадию колонна с надписью попала, очевидно, в качестве трофея после русско-турецкой воины 1877-1878 годов.
Чуть выше колонны над небольшим источником еще в 1863 году установлен фонтан. Он выполнен из белого мрамора и по форме напоминает бахчисарайский. Фонтан этот не единственный на территории Ливадии. Здесь есть еще несколько различных по форме, но, как правило, небольших фонтанов. Созданы они в разное время, но хорошо сочетаются с планировкой парка. |